Служба сопровождения
Деятельность Службы сопровождения направлена, в первую очередь на изучение особенностей развития учащегося, его особых образовательных потребностей, разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося.
Реализацию комплекса мер, способствующих созданию психологической безопасной образовательной среды в школе, осуществляют специалисты службы сопровождения по следующим направлениям:
Психологическое сопровождение
Психологическое сопровождение учащихся - это создание благоприятных психологических условий для роста и развития личности детей на всех этапах школьного обучения. Особенности нашего психологического сопровождения так же рассчитаны на детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе работают четыре педагога-психолога, таким образом, психологическое сопровождение в полном объеме охватывает начальное, среднее и старшее звено всех форм обучения. Такая деятельность помогает реализовать одну из задач психологической деятельности образовательного процесса – преемственность между начальной и средней школой.
Логопедическое сопровождение
Положение о логопедическом пункте в ГБОУ СОШ № 277
Главной задачей логопедического сопровождения – является обеспечение дифференцированного подхода к детям, имеющим определенные проблемы, мотивирование учащихся на коррекцию и развитие речи для успешного овладения знаниями, умениями и навыками коррекционной программы и основных предметов школьного цикла.
Логопедическое сопровождение учащихся начальной школы классов здоровья и классов 5-го вида осуществляет: учитель-логопед Романенко Татьяна Владислаловна, Гордиенко Татьяна Валентиновна, Максимова Ирина Юрьевна. Примечательно, что в нашей школе работа логопеда охватывает не только сопровождение детей начальных классов, но и по разработанной программе нашим специалистом, «Развитие и коррекция речи учащихся средних классов общеобразовательной школы», логопедом высшей квалификационной категории, Рыжковой Аллой Анатольевной, занятия с учащимися «классов здоровья» продолжаются до 7 класса.
Логопеды школы успешно работают с такими проблемами учащихся как: дизорфография (нарушение письменной речи), дисграфия (специфическое нарушение письменной речи), дислексия (нарушения чтения), дислалия (грубые нарушения звукопроизношения), фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Целью логопедического сопровождения является достижение максимальной грамотности учащихся.
Социально-педагогическое сопровождение
Социально-педагогическое сопровождение учащихся осуществляется социальными педагогами Захаровой Ириной Геннадьевной и Кочоровой Диной Валерьевной. В настоящее время социально-педагогическая служба школы работает над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащегося в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
-Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
-Выявление ведущих проблем и ценностных ориентаций детей;
-Повышение уровня социальной компетентности учащихся в гражданско-правовой и бытовой сферах;
-Оказание консультативной помощи родителям в решении социально-педагогических проблем ребенка;
-Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания правовой культуры.
В течение всего учебного года социальные педагоги ведут работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям, отслеживают посещаемость и успеваемость, проводят работу по обследованию социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья, оказывают помощь выпускникам школы из числа опекаемых в вопросах профориентации.
Психолого-медико-педагогический консилиум
Совет специалистов, позволяющий рассмотреть сложности и проблемы ребенка с различных сторон и комплексно подойти к их решению. Основными задачами консилиума является анализ и оценка успешности образовательного процесса, комплектация ученических групп, определение формы обучения учащихся.
Профориентационная работа
Цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Профориентационная работа с учащимися- это система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Медицинское сопровождение
Медицинское сопровождение учащихся осуществляется медицинской сестрой и школьным врачом школьного мед.кабинета. Медицинскими работниками составляются общие рекомендации для педагогов по группе здоровья учащихся, проводятся консультации родителям по профилактике сезонных обострений, травматизма, инфекционных заболеваний, по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и родителей.
Часто задаваемые вопросы:
Вопрос: Что делать, если мне некогда заниматься с ребенком?
Ответ: Насколько я понимаю, у вас есть «более важные» дела. Стоит осознать, что порядок важности вы выбираете сами. В этом выборе вам может помочь известный многим родителям факт, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил.
Вопрос: Мой сын совершил плохой поступок, необходимо наказание, какое наказание приемлемо?
Ответ: Наказание - лишать его хорошего, чем делать ему плохо. Наказывать двигаясь от плюса к «0», а не от «0» к минусу. Ноль - это нейтральный ровный тон ваших отношений. Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, семейных дел, традиций – зона радости, отмена которых будет для ребенком наказанием.
Вопрос: Я не могу понять причину плохого поведения и непослушания сына, как ее можно выяснить?
Ответ: Вам нужно обратить внимание на собственные чувства. Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас при повторном непослушании и неподчинении ребенка. Если у вас возникает раздражение, то ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками и непослушанием. Если подоплека стойкого непослушания – противостояние воле родителя, то у вас возникает гнев. Если скрытая причина – месть, то ответное чувство у родителя – обида. Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.
Вопрос: Мы выяснили причину, что же делать дальше?
Ответ: Помощь в каждом случае, конечно, будет разная. Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему (например: организовать совместные занятия, игры, прогулки). Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот уменьшить свой контроль за делами ребенка. Для ребенка важно накапливать опыт собственных решений и неудач. Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить. Самая трудная ситуация – у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умное поведение родителя в таком случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Найдите доступный для него уровень задач, организуйте для него совместную деятельность, сам выбраться из тупика он не может. Не допускайте критики в его адрес, ищите повод для поощрения за самый малый успех. Первые же успехи окрылят вашего ребенка. Путь к изменениям предстоит долгий и трудный, в каком -то смысле придется менять и себя.
Вопрос: У меня складывается ощущение, что мой ребенок считает себя плохим, неудачником, у него нет чувства самоценности. Чем я могу ему помочь?
Ответ: Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности. Это можно сделать:
- Безусловно принимать его.
- Активно слушать его переживания и потребности.
- Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
- Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
- Помогать, когда просит.
- Поддерживать успехи.
- Делиться своими чувствами (значит доверять).
- Конструктивно разрешать конфликты.
- Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Давай посидим вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
- Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но преодолимы.
Взаимодействие:
Сферы взаимодействия службы сопровождения школы на внутришкольном и городском уровнях.
В школе работают три педагога-психолога, таким образом, психологическое сопровождение в полном объеме охватывает начальное, среднее и старшее звено, учеников групп и индивидуального и надомного обучения. Такая деятельность помогает реализовать одну из основных задач психологической деятельности образовательного процесса – преемственность между начальной и средней школой, что необходимо для успешной адаптации будущих пятиклассников к новым условиям обучения, комплектации групп учащихся.
Сотрудничество ГОУ с центрами доп. образования города:
- районные центры доп. образования:развитие талантов, индивидуальных способностей, организация досуга, профилактика асоциального поведения;
- Участие в районных и городских конкурсах и мероприятиях: развитие личности, учет индивидуальных способностей;
- Организация экскурсий, посещение музеев: освоение ценностей культуры, воспитание петербуржца;
- Сотрудничество с центральными детскими библиотеками Кировского района;
- Профилактическая работа учащихся с привлечением сотрудников ГИБДД и инспекторов ОДН;
- Деятельность ППМС центра: пропаганда ЗОЖ, профилактика асоциального поведения, оказание консультативной помощи семье и детям.
Для успешного обучения необходима интеграция усилий всех участников учебно-воспитательного процесса, осуществляющих деятельность по различным направлениям: администрации школы, кураторов, учителей предметников, библиотекаря, ОДОД, службы сопровождения, включающей медицинских работников.