Инклюзивное обучение
Организация образовательного процесса по принципу инклюзии это:
- вовлечение в процесс каждого ученика с помощью индивидуального образовательного маршрута, который соответствует его личностным особенностям и способностям.
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Инклюзивное образование, так или иначе, делает акцент на персонализации процесса обучения. А это важно для каждого ученика, не зависимо от состояния его здоровья. В настоящее время в нашей школе обучается 71 ученик, относящийся к категории инвалид детства. Из них:
№ п.п. |
Основной диагноз, заболевание, дефект |
Кол-во уч-ся |
1 |
ДЦП |
11 человек |
2 |
Заболевания опорно-двигательного аппарата |
7 человек |
3 |
Органы слуха |
3 человека |
4 |
Органы зрения |
7 человек |
5 |
Невротические заболевания |
10 человек |
6 |
Бронхиальная астма |
4 человека |
7 |
Эпилепсия |
3 человека |
8 |
Гидроцефалия (шунто зависимая ст.) |
5 человек |
9 |
Болезни сердца |
7 человек |
10 |
Гемофилия |
2 человека |
11 |
Мышечные синдромы |
4 человека |
12 |
Новообразования |
5 человек |
13 |
Другие заболевания |
3 человека |
Наша Цель:
- создание условий для:
- эффективного взаимодействия педагогических работников школы со Школьной Службой Сопровождения по вопросам максимально результативного учета в учебной деятельности личностных, физических и психических особенностей учащихся – инвалидов;
- оказания психологической помощи и методического сопровождения педагогов школы в процессе обучения детей – инвалидов;
- оказания психологической помощи обучающимся образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении;
Задачи Программы:
- разработать, апробировать и определить наиболее результативные формы организации инклюзивного обучения из таких как: очная, очно - заочная, дистанционная;
- повышение уровня знаний педагогических работников школы об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями;
- разработка и реализация программы профессионального сопровождения и просвещения для педагогических работников школы, имеющих среди учеников детей с ограниченными возможностями;
- определить и выделить основные диагностики, дающие возможность четко определить личностные ученические особенности ребенка, инвалида детства;
- определить максимально результативную и комфортную форму организации образовательного процесса с учетом потребностей каждого ученика.
Ожидаемый конечный результат:
Результатом нашей работы над проектом должна стать – модель организации инклюзивного образовательного процесса, объединяющего детей с хроническими тяжелыми заболеваниями и особыми образовательными потребностями и здоровых учащихся.
Сроки выполнения Программы: 2011 – 2013 год
Перечень мероприятий Программы
№ п/п |
Наименование мероприятия Программы |
Срок выполнения мероприятия Программы |
Ответственный исполнитель |
1 |
Разработка программы повышения профессиональной осведомленности педагогов об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями |
2011 год |
ШСС, МСС |
2 |
Организация и проведение курсовой подготовки педагогов об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями |
2011-2012 г.г. |
ШСС |
3 |
Организация производственного взаимодействия педагогических работников школы, обучающих детей-инвалидов со Школьной Службой сопровождения |
2011-2012 г.г. |
Администрация школы |
4 |
Анализ эффективности применяемых методик определения зоны ближайшего развития и особенностей организации образовательного процесса детей-инвалидов. |
2011-2012 г.г. |
ШСС, МСС |
5 |
Формирование пакета методик, позволяющих через диагностику учащихся детей-инвалидов формировать пакет методических и организационных рекомендация при обучении детей-инвалидов (конкретно по каждому учащемуся) |
2012 г. |
ШСС |
6 |
Разработка методических рекомендаций по совершенствованию системы ранней медико-психологической диагностики детей в целях установления отклонений от норм психического и физического развития и своевременной педагогической коррекции детей инвалидов. |
2012-2013г.г. |
ШСС, МСС |
7 |
Разработка методических рекомендаций по оценке влияния внутри школьной среды и организации образовательного процесса на психическое и физическое здоровье учащихся инвалидов |
2012-2013 г.г. |
ШСС, МСС |
8 |
Организация и проведение обучающих семинаров, конференций, круглых столов для педагогов и родителей (законных представителей) учащихся детей-инвалидов об оказании помощи и особенностях организационных условий детям – инвалидам в образовательном процессе |
2013 г. |
ШСС, МСС, РЭП «Инклюзивное образование», администрация школы |
9 |
Разработка пакета нормативных локальных актов инклюзивного образования |
2011 - 2013 г. |
Администрация школы, Попечительский совет. |
Результатом распространения инклюзивной модели должны стать развитие способностей ребенка, признание относительности понятия «статистической нормы», компенсация особых потребностей, создание системы поддержки, ориентация на «функциональную норму» при организации обучения, а также активное вовлечение родителей в ход обучения и воспитания их детей. Дать возможность каждому получить образование в соответствии с собственными образовательными потребностями, склонностями и способностями.